Ну давайте другой удобный для всех заинтересованных день выберем.
Пока скопирую сюда из других тем разные рекомендации.
Тук писал: Трос вполне можно использовать практически везде. 4мм вполне достаточно. Страховаться только веревкой. Трос при рывке не только передаст усилие на висящего, но и просто оборвется, хотя рывки в нашем деле не так уж и часты.
Для спуска вполне получается пользоваться вариациями на тему стандарного блок-тормоза из комплекта спасательного тросового хозяйства альпинистов. Это-неподвижный деревянный барабанчик с металлическим сердечником и со стальной скобой, снабженной карабинным замком. Несколько витков вокруг барабана и поехали. Для остановки где-нибудь на обойме есть гребенка из стальных штифтов. Трос закладывается туда змейкой . На подъем использовались обычно самоделки по принципу жумара или Гиббса, но с прямоугольным желобом и конечно из нержавки. Есть и промышленные зажимы, но уже не помню чьей работы.
Смысл все это имеет разве что когда высота приличная, а веревок или нехватка. или тащить лень, или место ограничено. Трос поменьше и полегче.
В скалолазании были прекрасные ручные лебедки с тормозами. Такое можно приладить и к сидушке.
Мне также известны по крайней мере 4 попытки дилетантов применить 8 - 10 мм трос для подвески чураков при сносе дерева. Заканчивается одинаково - обрыв троса и ремонт того, что было внизу (гаражи, машины, крыши). И одна успешная попытка оттянуть наклоненное на крышу дерево, чтобы упало вбок. Здесь нерастяжимость троса очень к месту, но все равно, с моей точки зрения - авантюра.
Арт писал: Я работал и работаю тна тросах. Это не на много опаснее чем работа на веревках, просто надо соблюдать технику безопастности,а так же знать какие могут быть последствия если ее нарушать. Зажим на тросу я использую самодельный и он действительно выглядит похоже на зажим для веревок "Petzl" Macrocender с небольшим отличием. Зажим мой имеет два отверстия для использования на веревке и на тросу. Что касается доверия "зажиму самоделкина" то его ведь можно и протестировать... Ведь это даже самому ведь интересно. Мешок с песком и заборт... все увидишь сам, и выводы сделаешь на досуге. Откуда у меня? Выкупил у других человеков, а потом заказал себе на Адмиралтейских судостроительных, за денежку, но получилось дешевле чем у "Petzl"я заказывать. Вместе с кулачком я использую разрывной амортизатор рывка той же фирмы, название Nitro 1, можно использовать самостраховку с амортизатором трения Zyper -Y(намного дороже, но практичнее). Да на самом деле, много разных вариантов.
Владея техникой страховки на металическом тросу я имею множество приемущества.В частности мне, техника страховки помогла при работе на эксплуатируемой трубе кательной.
Перигибы нежелательны, избегай. Рывки опасны, избегай. Риск надо свести к минимуму.
Позже сделаю цифровую фотографию зажима и присоеденю.
с уважением
Заделка троса и связывание тросов:
http://promalp.xmas.ru/viewtopic.php?t=1428&start=0
А вот выдержки из диалогов в Кавес-форуме два года назад:
Dmitry
Ходить по тросу - ходил, дело немудрёное. Стремена на ноги («стопа-колено»), откидиш (противоотбрасыватель) на грудь, самострах - к верёвке и вперёд. А о ньюансах мало что скажу. трос не помню какой толщины, четвёрка, наверное? крепится к аммортизатору (кусок 10мм верёвки), а он уже как обычная верёвка за крючья. Стремена - обычные кулачковые зажимы, обязательно, естественно, со стальным кулачком, нужно чтоб кулачок не болтался в ложе, чтоб 3мм щелей не было по сторонам, а то закусит - будешь болтаться на тросе. Такой же зажим - на самостраховочный ус. Плюс к этому нужен откидыш, чтоб не оказаться в один прекрасный момент на навеске вверх ногами. что такое "коуши" и "ретрам" я не понимаю. Качественной снаряги на ТВТ, видимо, просто не существует. В СССР это были самодельные поделки, а на западе всё - под srt. Тем не менее техника имеет свои преимущества: подошёл к колодцу, кинул трос с верёвкой и никаких перестёжек. Недостатки - очевидны: часто нет возможности вынести навеску из воды, дополнительный вес навески, запутывание стального троса...
VL: А спускались по тросу?
Dmitry
Что вы! Как можно по тросу спускаться? Только на стременах, пошагово, разве что.. Для этого и нужна верёвка. Вниз съезжаешь по верёвке, страховка за трос. Вверх - по тросу, страховка за верёвку.
Про особенности навески не скажу, поспрашиваёте отцов-основателей, они изобретали какие-то шайбы, делали в мастерских... Мы вешали просто: трос к аммортизатору через встречную восьмёрку, а аммортизатор - на шлямбурные крючья, причём практиковалась бескарабинная навеска, "на стопорах". Вес экономили, и карабинов не было.
Вязали просто встречную восьмёрку верёвка-трос. Что-то я уже сомневаться стал под влиянием вашего недоверия... Как-то выглядит подозрительно (: небезопасно. аммортизатор короткий, метра 3-4 - всё почти на узлы уходит. Никаких специальных узлов для аммортизации не делали. Можно этот вопрос обдумать, аммортизация нужна, чтоб при обрыве верёвки и рывке нагрузки на трос аммортизатор аммортизировал силы до приемлимых ~ тонны.
Страховались гиббсом, ус к нему шили из стропы. Хотя по-хорошему надо из динамической верёвки делать, как сейчас делают cow's-tails
С кручением никак не боролись. А как на верёвке борятся? Никак. А и смысла-то..
(
VL: А я слышал, что обязательно надо было приспуске считать количество оборотов, на которые тебя закручивает. Чтобы потом на именно это количество оборотов раскрутить.)
А вот распутывать трос - это настоящая кака, это не верёвка.. Кроме того, у троса частенько отрываются отдельные "ворсинки", торчат и втыкаются в мягкие ткани (: Даже верхонки не спасают, естественно.
В общем, сильно сокрушаться об уходе твт ("трос-веревочная техника") смысла нет. Хотя на 60м не вполне отвесном колодце по самое не хочу облепленном глиной, пытаясь хотя бы отыскать в огромном коме петцль-стоп или жумар на очередной перестёжке, невольно мечтается о двух верёвках и чтоб без перестёжек. Жисть разнообразна
При навеске--трос обычно был намотан на рогатку из толстой проволоки. Просто вытаскивали её, навешивали, и кидали катуху в чернеющую даль. А потом разматывали по ходу. трос не верёвка, его бесполезно "аккуратно укладывать в транспортник"
Во «встречной восьмерке»--То что диаметры разные - это пофигу в смысле надёжности встречной восьмёрки. А вот я сейчас размышляю не опасно ли, что трос верёвку порежет в рывке, он же тонкий.. Там конечно нагрузка в узле не просто поперёк верёвки, иначе смертельный номер. Но всё равно что-то сомнения меня обуяли (: если уж говорят, что жумар верёвку перекусывает.. По-хорошему, такие вещи надо тестировать.
KristalKor
Если еще кому нибудь это интересно,то по тросам ходила группа "Кристалл". О достоинствах.Малый вес(100м-3,5-4кг)высокая надежность,не перетирается о камень и не растягивается,не требовалось высокой квалификации участников(как в СРТ).Навеска осуществлялась на дюралевые клиновые зажимы или (если трос нарезан под колодцы)за концевые коуши.Наматывался на дюралевые катушки. Из нюансов-нельзя было бросить трос(или 2 троса) сразу большим куском(свивался),поэтому привязывали рукавицу с камнем на конце и выдавали трос вниз.Она же служила оттяжкой при подъеме на зажимах.Зажимы использовали кулачкового типа из стали с осью и флажковым фиксатором.Спусковые барабаны и др. спусковые устройства не прижились(точнее их не успели довести до ума) и спуск осушествлялся так же как и подъем на зажимах.Как выяснилось,при грамотной тактике спуска и подъема результаты(как это не парадоксально звучит) по времени оказывались схожими(думаю поэтому были похерены разработки мех. спуска).Зажимы были с веревочными стременами и проходили через грудную обвязку,армированную дюралевым полукольцом. Для аварийных ситуаций была предусмотрена рычажная лебедка( с 2 тросовыми зажимами).С использованием этой техники были пройдены такие П как Заблудших,Каскадная,Молодежная( в последней использовался трос "одним куском" с фиксацией на каждом колодце своим клином) Использование этой техники угасло вместе с угасанием спелеодействия группы.Потом пришло новое поколение,выбирающее западный спелеостиль и о тросах было забыто.Члены группы до сих пор считают,что незаслужено.Но это уже совсем другая песня......
KristalKor
Еще немного по тросу.Трос применялся любой стальной промышленный,диаметром 3-4,5мм.Зажим трос не раздавливавл,так как язычок имел в месте контакта желобок радиусом 3мм(Слышал,что применялись комбинированные зажимы в технике Трос-веревка,но они как раз тросы плющили и держали не так надежно).Клин представлял из себя 2 листа 3мм дюрал в форме равнобедренной трапеции длиной(все размеры приблизительные по памяти,т.к. клина у меня не осталось) 12см и основаниями 10 и 7см,скрепленных через прямоуг пластины(дюрал 2смх12смх4,5мм)4-мя 6мм болтами.Внутрь вставлялся язычок клиновидной формы с закругленным основанием(по основанию желобок).Трос складывался петлей,просовывался (через узкое основание) внутрь,внутрь петли вставлялся язычок,через отверчтие ближе к широкому основанию вщелкивался карабин и через веревочную петлю(12мм,иногда крученой)(достаточный аммортизатор)вешается на точку опоры.Клин был необходим,чтобы не нарезать троса и не возиться с коушами.Он был модернизирован так,что карабин вщелкивался не только за корпус,но и через вырезанное продолговатое отверстие в язычке,что дало выигрыш в весе и доп надежность Ну,а лебедка-это 4см титановая(или дюралевая) труба длиной меньше метра ,где с одного конца три отверстия с интервалом см 20.Среднее для крепления самой лебедки,а на крайние вешались стандартные тросовые зажимы через пластины-удлинители(нижние см8,верхние см20).При качании трубы зажимы перебирали трос так же как и человек идущий на зажимах.Лебедка автоматически тянула трос вверх,для реверса же требовалось вручную нажимать на язычки зажимов.Спуск под нагрузкой (если таковой требовался)осушествлялся со спускового барабана(как в альпинизме)(неподвижная катушка с буковым основанием,трос делает несколько оборотов вокруг)подключаемого при необходимости последовательно с лебедкой( при спасработах можно и приспустить чловека и поднять).Один человек в состоянии поднять напарника на лебедке без посторонней помощи с такой же почти скоростью как если бы напарник шел сам.Иногда лебедку использовали для выемки снаряги(трансы сцепляли колбасой).Тросовое снаряжение прекрасно показало себя и в глине и при облединении.Единственная авария про которую я знаю произошла по вине перекаленного ушка шлямбурного крюка(Заблудших1976г).Большего мне слышать не доводилось.
До сих пор не могу представить безопасность хождения по одной(пусть даже и очень хорошей) веревке хотя очень много народу именно так и ходит( в том числе и в самые серьезные дыры
PS Позвонил Анту( главный наш технарь и изобретатель).Он согласен продемонстрировать все это в действии где нибудь на прожекторах МГУ,где можно и чертежи снять,как говорится за некоторое колличество пива и консультацию получить опять же если это кому нибудь интересно.